На главную страницу сайта Оборудование для предприятий железных дорог Фото и видео Отчёты и очерки о путешествиях Туристическое снаряжение Философия всех времён и народов Литература художественная и нехудожественная UNIX и около него Разное в ассортименте Кто мы и где мы Вход для однажды входивших и регистрация новых пользователей

О ТО-1 ----->
Высоковольтное электрооборудование ----->
Нагревательные элементы ---->

Техническое обслуживание и ремонт высоковольтного электрооборудования.

3. Техническое обслуживание ТО-3

При проведении технического обслуживания ТО-3 выполняют все работы, предусмотренные ТО-1 и ТО-2. При ТО-3 необходимо осмотреть заземляющие перемычки между кузовом и тележками и тележками и буксами.

При повреждении до 20% сечения жил проводов, подходящих к наконечникам, концы поврежденных жил нужно плотно прило­жить к целым и пропаять. Провода с повреждением жил более 20% сечения заменяют. Поврежденный бандаж проводов у наконечни­ков восстанавливают, а места повреждения проводов необходимо изолировать двумя слоями изоляционной ленты. Болты и гайки, име­ющие поврежденную резьбу или сорванные грани, заменяют. Обя­зательно нужно проверять крепление панелей и аппаратов. Розетки осматривают непосредственно на вагоне без демонтажа. Все детали розеток протирают безворсными салфетками и осматривают. Изо­ляционный диск (изолятор), имеющий следы перекрытия трещины или нарушение глянцевой поверхности, заменяют. Все уплотни-тельные прокладки с механическим повреждением также подлежат замене. Крышка должна плотно прилегать к корпусу розетки. При неплотном прилегании крышки ее нужно отремонтировать или за­менить пружину. Если на крышке имеются трещины или изношен­ный предохранительный зуб, она может не запираться. В этом слу­чае крышку следует заменить. Неисправные блокировочные замки ремонтируют или заменяют.

Штепсель при необходимости разбирают без отпайки между­вагонного кабеля. Все детали штепселя разбирают и протирают безворсными салфетками с последующим их осмотром. Изолирую­щую втулку со следами перекрытия, трещинами или нарушением

глянцевой поверхности заменяют. Резиновые кольца и прокладки с механическими повреждениями или деформированные также под­лежат замене. Гайки с разработанной резьбой или шлицами заме­няют.

При нарушении изоляции около места разделки междувагон­ного кабеля со стороны штепселя эти дефекты должны быть устра­нены. Восстановление производят в соответствии с технологическими инструкциями и правилами.

Защитные брезентовые чехлы снимают с холостых приемников и осматривают, поврежденные заменяют. Перед установкой на приемники чехлы окрашивают лаком АК-НЗ или другим подоб­ным лаком.

На розетках и холостых приемниках при разборке осматривают все детали блокировочных замков; неисправные детали заменяют новыми. Замки проверяют при помощи ключа отопления поезда. Механизм замка после сборки покрывают смазкой ЦИАТИМ-201 или МВП.

После монтажа междувагонных электрических соединений за­меряют сопротивления изоляции высоковольтного штепселя вместе с междувагонным кабелем и отдельно розетки с подвагонным штеп­селем по отношению к корпусу вагона. Это сопротивление должно быть не менее 10 МОм. Если сопротивление менее 10 МОм, то де­фектный узел вновь разбирают для замены деталей, дающих зани­женное сопротивление, затем производят повторные замеры.

Высоковольтный подвагонный ящик с вагона не снимают. Внутри его продувают сухим сжатым воздухом и протирают безворсными салфетками. При ревизии обращается особое внимание на износ кон­тактов контакторов, следы подгара, оплавления, изломы, отко­лы и др.

Максимальный износ главных контактов более 2 мм и вспомо­гательных — более 1 мм не допускается. При увеличении износа контакты должны заменяться. Проверяют все контактные и болтовые соединения. Места загрязнений, особенно металлической пылью и жиром, зачищают. Подвижные и шарнирные соединения смазы­вают смазкой ЦИАТИМ-201. На дугогасительных камерах не должно быть износа, прожогов, отколов. Камеры с такими дефектами заме­няют. Стены дугогасительных камер очищают от сажи, металличес­кой пыли и др. Изломанные или с отколотыми частями притираю­щие, отключающие и регулировочные пружины обязательно за­меняют.

При технической ревизии осматривают высоковольтные предох­ранители. Пружинные зажимы предохранителей должны обеспечи­вать надежный электрический контакт. Корпуса предохранителей и фарфоровые изоляторы протирают безворсными салфетками, смоченными в бензине. Корпуса предохранителей и изоляторы со сколами более 4 мм2, повреждением глазури более 20% площади покрытия, волосовидными трещинами заменяют. При осмотре проверяют состояние металлической армировки корпусов предохрани­телей.

Проверяют состояние главного разъединителя, который должен обеспечивать надежный электрический контакт,— замыкание и раз­мыкание его контактов должно происходить свободно, без заеданий, надежность крепления всех электрических контактов аппаратов, а также нажатие и провал контактов всех реле и контакторов. Осматривают ртутные контактные термометры. При обнаружении повреждений их заменяют. При установке контактных термомет­ров проверяют соответствие температуры срабатывания, припайку контактных колец и габаритные размеры.

Термометры в термостате следует размещать в порядке воз­растания уставок слево направо, в противном случае будет на­рушено правильное функционирование отопления или вентиляции. У проходного патрубка нужно в соответствии с количеством при­меняемых ртутных контактных термометров пробить дно и осторож­но сверху через шейку вдвинуть термометры, не повреждая их кон-такные кольца; с помощью проходного патрубка термометр вста­вить в монтажную плиту и зажимы до упора на резиновые амор­тизаторы. После установки термометров необходимо проверить совпадение фактических температур срабатывания с указанными в технической документации для данного типа вагона. После этого термостат устанавливают на место. Между дном воздуховода и мон­тажной плитой должна быть проложена прокладка из эластичного материала. Прикрепляют термостат винтами Мб. Присоединенные провода подключают к розетке термостата в соответствии с электри­ческой схемой.

Внутри вагона проверяют состояние и исправность электро­печей, нагревательных элементов и электрокалорифера, а также целостность их цепей.

На вагонах с комбинированным отоплением особое внимание необходимо уделять высоковольтным элементам. Для их проверки вначале следует поднять защитный кожух, предварительно от­винтив болты, крепящие кожух, панель кабельных вводов и нажим­ные планки вверху котла; затем надо ослабить и повернуть на 180° анкерные натяжные болты. После этих операций кожух легко под­нимается кверху и подвешивается на трех предохранительных цепях, открывая доступ к нагревательным элементам.

При проведении ТО-3 необходимо проверять системы термо­автоматики, особенно полупроводниковую. При наличии каких-либо повреждений или записи в журналах заявочного ремонта о наруше­ниях температурного режима все элементы полупроводниковой термоавтоматики необходимо с вагона снять для проверки парамет­ров и замены на новые. Термосопротивление и блок термоавтоматики ремонту не подлежат.

На вагонах с комбинированным отоплением подвергают осмот­ру и ревизии дополнительные приборы защиты: реле минимального уровня воды (жидкостный выключатель), реле максимальной температуры, а также магнитный клапан.

Проверка и ревизия жидкостного выключателя производятся непосредственно на вагоне при заполненной водой отопительной сис­теме.

Вода не должна протекать через резиновую мембрану жидкост­ного выключателя. При обнаружении дефекта жидкостный выклю­чатель необходимо демонтировать, мембрану заменить новой и проверить плотность соединения под давлением. Кроме этого, регули­руют жидкостный выключатель. Для этого выключатель присоеди­няют с помощью трубопровода к баку с водой, оснащенному ука­зателем уровня воды и спускным клапаном. При этом уровень воды в баке должен быть на 700 мм выше горизонтального патрубка жидкостного выключателя. В течение 15 мин выключатель испы­тывают под давлением, после чего понижают уровень воды до (200 + 20) мм, при котором жидкостный выключатель должен срабо­тать. Если этого не происходит, то винтом регулируют до уставки вы­ключения.

Температурное реле проверяют непосредственно на вагоне по дистанционному термометру.

При повышении температуры воды в котле выше уставки, реле должно отключить нагревательные элементы. Если реле не срабатывает, то его демонтируют с последующим регулированием.

Для проверки магнитного клапана необходимо при включенных пакетных переключателях отопления вручную шунтировать ртут­ный контактный термометр в цепи катушки магнитного клапана. Срабатывание магнитного клапана сопровождается звуком. Если клапан не срабатывает, а электрическая цепь исправна, то клапан заменяют. Проверку отключения магнитного клапана производят в обратном порядке.

Все винтовые соединения клапана проверяют на механическую посадку и при необходимости подтягивают.

В заключение проводят испытание электрической прочности изо­ляции высоковольтного оборудования. Это выполняется на испыта­тельном стенде АИИ-70 или УПУ-1 путем подачи высокого напря­жения 8000 В однофазного переменного тока частотой 50 Гц в течение 1 мин. Не должно быть пробоя или поверхностного разряда.


СТЕНД ДЛЯ ПРОВЕРКИ ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ АППАРАТОВ



При выполнении ТО-3 для проверки высоковольтных аппаратов исполь­зуют специальный стенд СПВА (рис. 83), на котором также можно проверить коммутационные аппараты, применяемые при комбини­рованном и электрическом отоплении, и параметры их срабатывания.

Устройство подключения и защиты питающей сети стенда (рис. 84) состоит из вилки подключения XI, предохранителя Г1, тумблера включения сети 5/ и контактора К1. Вилка трехполюсная с одним за­земляющим штырем для обеспечения электробезопасности персонала при работе и обслуживании СПВА. Предохранитель Р1 — главный предохранитель СПВА, защищающий питающую сеть от коротких замыканий в любой СПВА. Тумблером 51 Сеть СПВА подключается к питающей сети.



Принципиальная электрическая схема стенда для проверки высоковольтных аппаратов




Устройство выбора режима работы имеет тумблеры 52—54 и кон­такторы К2К4. Контактор К4 через тумблер 54 подключает устрой­ство регулирования напряжения переменного тока к питающей сети. Контактор КЗ через тумблер 53 подключает к питающей сети уст­ройство регулирования напряжения постоянного тока. Контактор К2 через тумблер 52 подключает к питающей сети устройство регули­рования постоянного тока. Так как устройства регулирования напря­жения постоянного и переменного тока работают от одного преоб­разователя (устройства А1), то контакторы КЗ и К4 своими раз­мыкающими контактами исключают одновременное включение этих устройств.

Устройство индикации режима работы СПВА состоит из инди­кационных неоновых ламп Н1 НЗ. Функциональные значения индикационных ламп: Н1 Сеть; Н2 — включение устройства регулирования напряжения постоянного тока; НЗ — включение уст­ройства регулирования постоянного тока.

Резисторы К\К4 ограничивают ток индикаторных ламп до но­минального.

Устройство регулирования напряжения переменного тока предс­тавляет собой тиристорный регулятор с фазовым управлением. Регулирующий тиристор У5 включен в диагональ моста VI V4. Схема управления тиристором У5 питается от того же моста VI V4. Напряжение управления ограничивается параметрическим стабилизатором V6, К1. Фаза открытия тиристора У5 определяется временем заряда КС цепи К.2, С1. Регулированием сопротивления резистора К2 изменяется фаза открытия тиристора 1/5. Однопереходный транзистор V? с режимными резисторами КЗ, К4 образует пороговое устройство, которое управляет открытием тиристора при достижении на конденсаторе С1 напряжения срабатывания порогового устройства. Следовательно, при помощи резистора К.2 ре­гулируется выходное напряжение на выходных зажимах Х2, ХЗ. Диапазон регулирования напряжения не менее 15—170 В. Для защиты СПВА и питающей сети от коротких замыканий в устройстве регулирования напряжения переменного тока служит предохра­нитель Р2.Устройство контроля параметров испытываемых аппаратов с катушкой управления на переменном токе состоит из амперметра РА1 и вольтметра Р1Л. Предел измерения амперметра — ЗА; предел измерения вольтметра — 300 В. Дополнительный резистор К.7 служит для создания активной составляющей тока тиристорного регуля­тора.

Устройство регулирования напряжения постоянного тока сос­тоит из устройства регулирования напряжения переменного тока, выпрямительного моста VI М4 и резистора К5, создающего актив­ную составляющую тока нагрузки тиристорного регулятора. Пре­дохранитель Р4 защищает СПВА и питающую сеть от. коротких замыканий в устройстве регулирования напряжения постоянного тока. Диапазон регулирования напряжения не менее 15—155 В.

Устройство контроля параметров испытываемых аппаратов с катушкой управления на постоянном токе представляет собой амперметры РА2, РАЗ и вольтметр Р111. Амперметр РА2 имеет предел измерения 1 А, амперметр РАЗ имеет предел измерения 5 А. Два прибора применены для расширения пределов измерения токов срабатывания испытываемых аппаратов. Переключатель 57 яв­ляется переключателем диапазонов измерений. Тумблер 56 шун­тирует 57 при переключении диапазонов измерений. Вольтметр Р1/2 имеет предел измерения 50 В, для расширения пределов из­мерений вольтметра Рй2 применены дополнительные резисторы Кб и К9. Резистор Кб расширяет предел измерения Р1/2 до 250 В, а К9 — до 150 В. Для переключения пределов измерений служит пе­реключатель 55.

Устройство регулирования постоянного тока состоит из уст­ройства регулирования напряжения переменного тока (устройство А2 аналогично устройству А1), выпрямительного моста У5У8 и резистора К8, создающего активную составляющую тока нагруз­ки тиристорного регулятора. Предохранитель РЗ защищает СПВА и питающую сеть от коротких замыканий в устройстве регулирования постоянного тока.

Устройство контроля параметров токовых катушек испыты­ваемых аппаратов состоит из амперметра РА4 с пределом измерений 5 А.

По окончании технической ревизии работа отопления должна проверяться напряжением 3000 В в автоматическом и ручном режи­мах.Все результаты замеров, проводимых при ТО-3, фиксируются в ремонтных книгах произвольной формы и журнале ВУ-8. Дата ТО-3 указывается на' торце вагона.


4. Деповской ремонт

В деповской ремонт вагоны направляются по согласованному плану в зависимости от даты постройки или последнего планового вида ремонта (ДР, КР-1, КР-2).

При отправлении вагонов в деповской ремонт запрещается снимать с них какое-либо оборудование или заменять его нетиповыми и неисправными узлами. На вагон составляется дефектная ведо­мость, в которой перечислены работы, подлежащие выполнению. В ведомость не вносятся работы, предусмотренные планом по модер­низации, или другие регламентированные работы. При деповском ремонте запрещается вносить изменения в конструкции вагонов и устанавливать нетиповое оборудование.

При деповском ремонте демонтируются с вагона с последующей разборкой, осмотром, ремонтом, испытаниями и сборкой узлы вы­соковольтных междувагонных соединений (розетка, холостой прием­ник, штепсель), коммутирующая и защитная аппаратура высоко­вольтного подвагонного ящика без демонтажа самого ящика с вагона (контакторы, реле, предохранители), электропечи в туалетах (элект­ропечи в других местах снимают при необходимости). Узлы комби­нированного отопления демонтируют при необходимости. Недемон­тированное с вагона оборудование ремонтируют на месте. Розетки для осмотра и ремонта подают в цех, где их разбирают и проти­рают безворсными салфетками. Проверяют размеры контактирую­щих элементов штепсельной розетки и штепселя. Если износ деталей превышает допустимый, то их заменяют.

При обнаружении трещин, прожогов и отколов корпуса розеток заменяют.

У изоляционных втулок не должно быть следов перекрытий или повреждения полированной поверхности. Изолятор, имеющий тре­щины, нарушение глянцевой поверхности или следы переб­роса электрической дуги, заменяется. Уплотнительные прокладки, потерявшие эластичность, и с механическими повреждениями заме­няются. Проверяется плотность прилегания крышки к корпусу ро­зетки. При неплотном прилегании производится замена пружины. Крышки с трещинами или с изломанным предохранительным зу­бом заменяют.

Неисправный блокировочный замок ремонтируют или заменяют исправным. Механизм замка и шарнирные соединения крышки смазывают смазкой ЦИАТИМ-201 или приборным маслом МВП.

Контактные поверхности штепселей не должны иметь подгаров и оплавлений. В нижней крышке розетки отверстия для стока концов кабеля. Для этого сначала нужно снять изоляцию на длину 10 мм и жилы кабеля обвязать бандажной проволокой. Потом снять изоляцию кабеля на длину 50 и на 40 мм жилы кабеля и равно­мерно облудить. После этого снять бандаж и конец кабеля зачистить напильником. У исправного кабеля концы изоляции на длине 150 — 200 мм пропитывают изоляционным лаком марки БТ-99.

Собранный штепсель с кабелем со стороны бандажа заливают мастикой. В ее состав входят канифоль, трансформаторное масло и парафин.

Кронштейны штепселя междувагонных соединений очищают и ос­матривают без демонтажа с вагона. Болты крепления кронштейна со сработанными гранями или сорванной резьбой более двух ниток заменяют. Также без демонтажа с вагона осматривают холостые приемники, которые очищают от грязи и проверяют на работоспособ­ность. При механическом повреждении кронштейнов их демонтируют с вагона с последующим ремонтом или заменой новыми.

Демонтированные с вагона холостые приемники разбирают. Корпуса холостых приемников, имеющие механические повреждения, заменяют новыми. Отдельно проверяют состояние уплотнительных прокладок, изоляционных втулок и других деталей. Негодные дета­ли заменяют новыми. Внутреннюю поверхность холостого приемника и изоляционную втулку покрывают электроизоляционной эмалью ГФ-92-ХС или ГФ-92-ХК до появления глянца по всей поверхности окраски. Разрешается использование эмали 929НЦ. Контактирую­щие части холостого приемника смазывают пастой КПД. Неисп­равные детали ремонтируют или заменяют новыми. При монтаже на вагон холостые приемники должны быть прочно закреплены и заземлены с корпусом вагона.

Отремонтированные узлы междувагонных соединений испытыва­ют на электрическую прочность изоляции напряжением 8000 В пере­менного тока, частотой 50 Гц в течение 1 мин. Прочность изоляции считается достаточной, если не произошло пробоя, по­верхностных разрядов или перекрытий. В противном случае узлы повторно ремонтируют или заменяют новыми с последующим испы­танием.

После постановки на вагон штепселей с розетками и холостыми приемниками кабель подвагонной магистрали испытывают на элект­рическую прочность изоляции напряжением 8000 В переменного тока, частотой 50 Гц в течение 1 мин. При этом не должно быть пробоя, поверхностных разрядов, пробоя или коронирования.

На вагонах постройки заводов ПНР и ГДР при выходе из строя каких-либо деталей или узлов высоковольтных междувагонных элек­трических соединений их комплектно заменяют на отечествен­ные.

Подвагонный ящик после демонтажа коммутирующей и защит­ной аппаратуры для ремонта очищают сжатым воздухом и удаляют со сте«о«- ящика продукты коррозии.

Проверяют состояние блокировочных замков. Все неисправности устраняют. На ящике не должно быть трещин, сквозных отверстий и щелей в местах соединения трубопроводов.

Резиновые уплотнения крышки ящика проверяют протаскиванием киперной ленты шириной 30 — 40 мм. Лента не должна вытаски­ваться от усилия 2 Н. Поврежденные уплотнения заменяют новыми. Для приклеивания резиновых уплотнений используют клей № 88.

В кронштейнах подвески ящика к раме вагона трещины не допус­каются. Нельзя также использовать болты крепления с сорванной рез-ьбой и стертыми гранями. Внутри ящика проверяют состояние проводов и их наконечников. Провода с поврежденной изоляцией и наконечники, имеющие трещины, необходимо заменить. В местах вхо­да трубопроводов в ящике проверяют наличие оконцевателей. Внутри ящик окрашивают электроизоляционной эмалью ГФ-92-ХС или ГФ-92-ХК. Снятые с вагона высоковольтные контакторы после продувки сжатым воздухом подают в высоковольтное отделение электроцеха, где их осматривают, проверяют и ремонтируют. Сопро­тивление изоляции катушек контакторов должно соответствовать установленным нормам.

При обнаружении на катушках контакторов следов подгара, выплавления в местах пайки, излома выводных концов, замыкания между витками или на корпус, а также сопротивления изоляции менее 0,5 МОм катушки заменяют. Губки контакторов зачищают. При износе губок более 60% их заменяют или наплавляют. Наплавка силовых контактов производится медью, а вспомогательных -припоем ПСР-45. После наплавки и обработки профиль контактов необходимо проверить по шаблону.

Зазор между витками дугогасительных катушек должен быть 1,5 — 2 мм.

Дугогасительные камеры очищают от грязи и копоти. Стенки камер при прогаре более 20% толщины заменяют на новые или отре­монтированные тем же материалом с применением эпоксидной смолы. Камеры после зачистки протирают техническими салфетками, смоченными этиловым спиртом или денатуратом, просушивают и пок­рывают электроизоляционной эмалью 929НЦ.

При обнаружении механических повреждений или прогаров изоляционных стоек их заменяют или восстанавливают с примене­нием пластмассы марки АСТ с последующим покрытием электрои­золяционной эмалью.

Дугогасительная камера должна свободно сниматься и четко фик­сироваться. Полюсы камеры должны плотно касаться полюсов дугогасительной катушки контакторов. Зазор между стенками дугогасительной камеры и подвижными деталями контактора дол­жен быть не менее 1 мм. Внутри камер дугогасительные рога, имею­щие оплавления более 2 мм, заменяют.

Главные разъединители внутри высоковольтного ящика вагона также снимают, очищают от грязи и разбирают.

При наличии подгаров или оплавлений на контактных поверх­ностях ножа и пинцетов их необходимо зачистить шлифовальной шкуркой и протереть технической салфеткой. Проверяют зажимные пружины пинцетов, выявляют повреждения. Нож должен прочно удерживаться в пинцете. Плотность касания ножа к щекам нужно проверить щупом толщиной 0,1 мм. Изоляционное основание главно­го разъединителя не должно иметь подгаров и механических пов­реждений. Прогоревшие места тщательно зачищают с последующим покрытием электроизоляционной эмалью ГФ-92-ХС, или ГФ-92-ХК, или 929НЦ до получения глянцевой поверхности. Проверяют сопро­тивление изоляции между изоляционным основанием и токоведущи-ми частями мегаомметром напряжением 2500 В, которое должно быть не менее 50 МОм. Отремонтированный разъединитель уста­навливают в подвагонном ящике и регулируют правильность хода ножа.

При закрытой крышке подвагонного ящика нож должен плотно всей своей рабочей поверхностью входить в рабочий пинцет, а при открытой — в заземляющий. Перекос ножа и пинцета не допус­кается. Зазор между щеками пинцета при вынутом ноже должен быть не более 50% толщины ножа. Плотность прилегания ножа к контак­тным щекам определяется щупом 0,1 мм, который не должен входить между ножом и щекой глубже 5 мм.

Выработка контактных поверхностей ножа и щек более 10% от их толщины не допускается. Токоведущие поверхности главного разъединителя необходимо смазывать пастой КПД, а изоляцион­ные основания — кремнийорганическим вазелином КВ-3.

Изоляционные панели высоковольтных предохранителей очищают от пыли и проверяют наличие трещин, прогаров и мест перекрытий. Прожоги глубиной более 3 мм следует зашпаклевать пластмассой марки АСТ-Т с последующим покрытием изоляционной эмалью 929НЦ. Всю панель надо смазать кремнийорганическим вазели­ном КВ-3. Вместо изоляционных панелей разрешается ставить опор­ные фарфоровые изоляторы. Контактные пинцеты высоковольтных предохранителей не должны иметь окисления или подгаров. При установке и снятии предохранителя пинцеты должны иметь видимый зазор, обеспечивающий прочное удержание предохранителя и надеж­ный контакт. Пинцеты и зажимные пружины, имеющие механические повреждения, следы перегрева, цвета побежалости, необходимо за­менять новыми. Высоковольтные предохранители, корпуса которых имеют трещины или повреждения глазури, а контактные поверх­ности — места подгаров или окисления, следует заменить. Неисправ­ные высоковольтные предохранители заменяют на новые с марки­ровкой на корпусе тока срабатывания.

Фарфоровые изоляторы, не имеющие повреждений, протирают салфетками, смоченными техническим этиловым спиртом или дена­туратом, а затем сухой безворсной салфеткой и покрывают пастой КПД. У собранных панелей проверяют сопротивление изоляции между токоведущими частями и корпусом вагона, которая должна быть не менее 50 МОм. Электрическую прочность изоляции испыты­вают напряжением 8000 В, частотой 50 Гц в течение 1 мин.

Конечные выключатели контролируют на четкость переклю­чений, а также состояние контактов и изоляционных оснований. Неисправные ремонтируют или заменяют. Конечный выключатель должен замыкать свои контакты при закрытой крышке ящика. При этом должна соблюдаться очередность включения конечного вык­лючателя и ножа разъединителя.

При всех видах ремонта, кроме текущего, все высоковольтные предохранители необходимо заменять на новые или восстановлен­ные (отремонтированные).

Параметры предохранителей и их маркировка приведены в табл. 30.


Параметры высоковольтных предохранителей и их маркировка



Замер сопротивления предохранителя должен производиться двойным мостом постоянного тока типа Р-4833 или методом ампер­метра — вольтметра с присоединением вольтметра к колпачкам патрона предохранителя. При этом по методу амперметра — вольт­метра ток, проходящий через патрон, не должен быть более 30% номинального тока срабатывания предохранителя. На восстанов­ленном высоковольтном предохранителе должны быть указаны номинальный ток срабатывания, дата восстановления и предприя­тие, где предохранитель был восстановлен.

При открывании крышки подвагонного ящика сначала конеч­ным выключателем отключаются низковольтные цепи, а потом нож разъединителя должен выйти из рабочего пинцета и войти в зазем­ляющий. При закрывании крышки ящика сначала нож разъедини­теля входит в рабочий пинцет, а потом конечным выключателем замыкаются низковольтные цепи.

Резисторы с обожженными выводами и поврежденной глазурью заменяют новыми. Проверяют сопротивление, которое не должно отличаться от указанного на корпусе резистора более чем на +5% или —10%. Все реле (дифференциальной защиты и др.) с вагона снимают, ощищают от пыли и проверяют. Нагревательные элемен­ты котла отопления с вагона не демонтируют, но проверяют состояние зажимов, изоляторов, питающих проводов, надежность электри­ческого контакта в болтовых соединениях и исправность заземляю­щих устройств. Межэлементные соединения должны быть выполнены голыми медными проводами сечением 4 мм2 с кабельными наконеч­никами. Всю зону присоединения высоковольтных нагревательных элементов очищают безворсными салфетками, смоченными в этило­вом техническом спирте или денатурате. Изоляторы с трещинами, сколами и другими механическими повреждениями заменяют. Наг­ревательные элементы, имеющие течь воды со стороны фланца, шунтированные пружиной нагревательной спирали, и с поврежден­ными изоляторами заменяют на исправные.

Измеряют сопротивление элементов, подгрупп и групп, которое должно быть в пределах величин, указанных в табл. 28 и 29.

В цепях нагревательных элементов, имеющих пониженное оми­ческое сопротивление, допускается менять четыре элемента на но­вые и оставлять два бывших в эксплуатации с сопротивлением не ниже 112 Ом. Не допускается устанавливать нагревательные элементы с сопротивлением ниже 112 Ом. Сопротивление изоляции одного нагревательного элемента должно быть не менее 100 МОм, а всех нагревательных элементов при включенных контакторах отопления — не менее 8 МОм.

Электрокалориферы и электропечи, находящиеся в туалетах, с вагона демонтируют, очищают от грязи и разбирают. Нагрева­тельные элементы с сопротивлением изоляции менее нормы и актив­ным сопротивлением ниже принятых значений, а также с признака­ми прожога металла и пораженные коррозией необходимо заменить новыми. Изоляторы осматривают, очищают от грязи, а имеющие повреждения заменяют.

При сборке электрокалорифера и электропечей требуется убе­диться в надежности крепления изоляторов на стойках нагреватель­ных элементов и проверить состояние перемычек между ними. Пере­мычки, имеющие надломы, заменяют. Сечение и марка провода пере­мычек должны соответствовать требованиям технической докумен­тации.

Собранные электрокалориферы и электропечи испытывают на электрическую прочность изоляции напряжением 8000 В переменного тока, частотой 50 Гц в течение 1 мин. После установки электрокало­риферов на вагоны должны быть присоединены провода высокого и низкого напряжения и заземляющая шина.

При установке электропечей в вагоне необходимо проверить и очистить место установки. Термоизоляция и металлический лист не должны иметь повреждений. Электропечь надежно закрепляют, присоединяют питающие провода и заземляющие перемычки. После монтажа всех электропечей проверяют электрические цепи всех пос­ледовательно включенных электропечей, сопротивление которых не должно отличаться более чем на ±10% от установленных норм.

Температурные реле, расположенные на водяных трубопроводах котла, снимают и проверяют их уставку, которая указывается на табличке. При необходимости уставку регулируют, полный оборот регулировочного винта соответствует изменению уставки реле на 20°С. Поворот винта по часовой стрелке снижает темпера­туру уставки, а против — повышает. Реле должно быть всегда запломбировано. Его проверка производится раз в год на специаль­ных станциях.

При деповском ремонте магнитные клапаны ремонтируют с раз­боркой и заменой дефектных элементов. При всех видах ремонта, связанного с заменой электрических узлов, проверяют сопротивление и электрическую прочность катушки. Сопротивление катушки для магнитных клапанов вагонов типа 47Дк должно быть 2500 Ом, а для вагонов типа 47Кк — 1325 Ом. При проверке сопротивления ка­тушки один полюс мегаомметра напряжением 500 В подводят к замкнутым накоротко выводам катушки, а другой — на корпус клапана. Испытание на прочность изоляции ведется под номиналь­ным напряжением катушки и длится 5 мин. При отсутствии пробоя и разряда изоляция считается выдержавшей испытание.

Повторное испытание производят при напряжении, равном 0,8 но­минального.

После любого ремонта клапан следует проверить на плотность. Результаты считаются положительными, если в местах контроля не выходят пузырьки воздуха или капли воды при давлении 0,15 МПа.

Испытательный стенд для проверки плотности магнитных клапа­нов представлен на рис. 85.


Испытательный стенд для проверки плотности магнитных клапанов



Остальные узлы высоковольтного электрооборудования ремонти­руют в объеме технической ревизии. Ремонтируют электроаппара­ты в отделении ремонта и проверки высоковольтной аппаратуры. Типовая планировка отделения дана на рис. 86.


Типовая планировка отделения электроцеха ремонта высоковольтного оборудования в вагонном депо



При прохождении деповского ремонта особое внимание уделяет­ся приборам термического регулирования, от надежной работы кото­рых зависит температурный режим.

Ртутные контактные термометры, термостаты осматривают и ре­монтируют в объеме шестимесячной ревизии. Поврежденные термо­сопротивления полупроводниковой термоавтоматики заменяют. Блок управления отопления с вагона снимают независимо от его состояния и проверяют со снятием крышки.

Схемы проверки блока управления отоплением в зависимости от его типа (А2 или БУО) представлены на рис. 87 и 88. В зависимости от типа термоавтоматики последовательность проверки может меня­ться, причем корректировка средней температуры воздуха в вагоне обеспечивается в пределе ±2°С. По этой же схеме проверяют ра­боту полупроводниковой термоавтоматики.


Схемы проверки блоков А2 и блока управления отоплением (БУО)



Последовательность работ при проверке блоков управления отоплением приведена в табл. 31.


Последовательность работ при проверке блоков управления отоплением




Объем деповского ремонта, произведенная замена деталей за­писываются в цеховых ремонтных книгах. О замене наиболее от­ветственного оборудования и результатах испытаний делают записи по установленной форме в паспорт вагона и журнал формы ВУ-8. При проведении модернизации эти работы также записывают в пас­порт вагона, журнал формы ВУ-8 и заносят в вагонную инструкцию и инвентарную электрическую схему вагона.

. Вагонные депо, производящие деповской ремонт, несут гаран­тийную ответственность за прочность и исправную работу всего оборудования до следующего деповского или капитального ре­монта.


5. Капитальный ремонт

Правила подачи вагонов на вагоноремонтный завод для капи­тального ремонта и документации сопровождения такие же, как и для деповского ремонта.

Все высоковольтное электрооборудование снимают, разбирают и испытывают. Распределительные щиты с вагонов снимают, а шка­фы осматривают и ремонтируют на месте. Все детали электрообо­рудования, нагревающиеся в процессе эксплуатации (электропечи, нагревательные элементы печей и котлы комбинированного отопле­ния), окрашивают лаками и эмалями с термостойкостью не ниже 300°С.

При установке дугогасительных камер на контакторах зазор между камерой и подвижными деталями контактора должен быть не менее 1 мм. Камера должна свободно сниматься и устанавли­ваться на место и иметь запирающее устройство. Дугогасительные рога с оплавлением менее 2 мм зачищают, а с большим оплавлени­ем после зачистки направляют для последующей обработки. Кон­тактные губки с износом более 60% наплавляют или заменяют. На силовых контактах наплавка производится медью, на вспомога­тельных — припоем марки ПСр-45 или серебгкш.

Толщина контактных губок на высоковольтных контакторах ти­пов МК-310 и 2КМ-010 не менее 4,5 мм, а на контакторах осталь­ных типов — не менее 3 мм. После ремонта контакторы и реле испы­тывают на испытательной станции на соответствие их техническим условиям или стандартам.

Ртутные контактные термометры и термореле осматривают. Тер­мометры разбитые, имеющие следы прилипания ртути к поверхно­сти капилляра или с ослабшими наружными контактами заменяют. Подгоревшие наружные контакты зачищают и при необходимости напаивают припоем ПСр-45. Для устранения разрыва ртути в ка­пилляре термометры нагревают до заполнения ртутью верхней по­лости, а затем баллон резко охлаждают.

Тепловые реле обдувают от пыли и осматривают их зажимы, контакты и легкоплавкую вставку. Токоведущие болты, шайбы, гай­ки, изношенные или с повреждением антикоррозионным покрытием, заменяют.

Все резисторы и разрядники обдувают от пыли и осматривают, неисправные заменяют. Под резисторы, сильно нагревающиеся в процессе работы, устанавливают асбоцементные панели. На всех резисторах замеряют сопротивление, которое не должно отличать­ся от паспортного значения более чем на ±5%.

Электрокалориферы и все электропечи, а также нагревательные элементы комбинированного отопления снимают с вагона, очищают от грязи, осматривают, ремонтируют или заменяют.

Междувагонные соединения ремонтируют в объеме деповского ремонта. Магистральный кабель проверяют без снятия. Концы кабеля длиной 150—200 мм пропитывают специальной мастикой. За­мененный магистральный кабель по размерам должен соответство­вать технической документации.

Трубы в местах.стыковки и под скобами зачищают до металли­ческого блеска. Чтобы обеспечить надежное заземление, скобу око­ло отверстия под болты подвергают лужению. Защитные трубы пос­ле очистки от продуктов коррозии снаружи и внутри окрашивают лаком № 177 или 317. Опорные поверхности под защитным трубо­проводом очищают от продуктов коррозии, старой краски и вновь окрашивают лаком № 177 или 317.

После монтажа магистрали проверяют заземляющие устрой­ства. Сопротивление защитного трубопровода по отношению к рель­су должно быть не более 0,02 Ом.

При монтаже электрокалорифера обращают особое внимание на состояние контактных поверхностей шины заземления и нако­нечника заземляющего провода. Перед установкой электропечей необходимо убедиться, что термоизоляция (асбестовый лист) и ме­таллический лист не имеют повреждений, а короб очищен от грязи. Печь должна быть надежно укреплена хомутами и соединена уплот­няющей гайкой с трубопроводом, а сами трубопроводы надежно укреплены к стойкам стены вагона или полу.

После монтажа печей и нагревательных элементов комбиниро­ванного отопления до постановки заземляющих перемычек измеря­ют сопротивления элементов, подгрупп и групп. При отклонении от нормы поочередным отключением отыскивают дефектный узел и за­меняют его, затем замеры повторяют. Проверку на целостность це­пей производят контрольной лампой напряжением не более 24 В или вольтметром. После проверки электропечи и нагревательные элементы надежно заземляют.

Замеряют также сопротивление изоляции междувагонных сое­динений. Оно должно быть не менее 20 МОм при влажности воздуха 55—70%.

Испытание изоляции силовых цепей на электрическую проч­ность производят переменным током напряжением 9500 В, ча-. стотой 50 Гц в течение 1 мин. Прочность изоляции считается удо­влетворительной, если не наблюдается пробоев, поверхностного или коронного разряда, потрескивания.

При выпуске из капитального ремонта проверяют нагрев возду­ха в вагоне электропечами или нагревательными элементами котла, а также нагрев электрокалорифером подаваемого в вагон вентиля­ционного воздуха. Контролирует установившуюся температуру воз­духа в вагоне в режимах 8, 18, 20, 23°С, установившуюся темпера­туру воздуха в туалетах. Производят регулирование всех тепловых реле, магнитного клапана. Работа на всех режимах в общей слож­ности должна составлять не менее 1 ч.

По окончании капитального ремонта делают записи в паспорте вагона и журнале формы ВУ-8.


Вагоноремонтные заводы несут гарантийную ответственность за надежность и качество ремонта вагона до следующего деповско­го ремонта, а по узлам, которые при деповском ремонте не восста­навливают,— до очередного капитального ремонта.

При КР-2 с вагона снимают полностью все высоковольтное и низковольтное электрооборудование, а также все низковольтные и высоковольтные провода и трубопроводы. Оборудование полностью ремонтируют или заменяют, также заменяют все провода на отече­ственные новые провода независимо от страны, завода и года пост­ройки вагонов.

С целью повышения надежности цепей управления электро­отоплением на вагонах при капитальном ремонте КР-2 устанавли­вают двухполюсную защиту.



< ---- На главную
О ТО-1 ----->
Высоковольтное электрооборудование ----->
Нагревательные элементы ---->



ЯРЮРХЯРХЙЮ