От чего зависит, лаконичен человек или склонен к многословности?

Иначе говоря, почему одни люди изъясняются кратко, а другие - нет? От каких факторов это зависит?

Вот взять, к примеру, параметр внешности "полный-худой". Человек ест много, неправильно питается, мало двигается - он полный. Другой кушает всегда в меру, не "заедает" стрессы, ведет активный образ жизни, занимается спортом - он стройный и подтянутый. Здесь всё ясно: зависит от питания и образа жизни. И нет, я вовсе не осуждаю полных и с ожирением: во-первых, на внешность человека я смотрю в последнюю очередь, во-вторых, бывает так, что виновато заболевание, связанное с гормонами. Но опять же, говорят, что большинство людей, имеющих лишний вес, его "наедают".

А вот такой параметр как "многословность-краткость" - он отчего зависит? Почему одни изъясняются кратко, а другие - подробно (а то и вообще откровенно "воду льют")?

И нет, я вовсе не осуждаю тех, кто пишет длинные посты, т. к., к сожалению, сама этим грешу! Вопрос в другом: почему одни люди лаконичны, а другие - многословны?

Вы не поверите, но был период в моей жизни, когда я, как ни странно, наоборот, писАла кратко. И мне "попадало" за излишнюю лаконичность, то есть нераскрытую тему. Тогда я училась в школе. Конечно же, как и всем ребятам, мне приходилось писАть сочинения. По русскому я училась хорошо, но если честно, писАть сочинения не очень любила, больше предпочитала диктанты. Потому что сочинения - иногда бывают такие темы, что толком не знаешь, что писать, даже если имеешь свое мнение по той или оной теме. А диктанты - тут просто записывай, что тебе диктуют - и всё. Их мне было просто писАть, т. к. я знала, где поставить запятую, где "о", где "а". Поэтому диктанты писать любила. А если еще и текст попадался интересный, то кайфовала прямо!

Однажды мы писали сочинения, все на одну тему (вроде, на какой-то праздник). Я спросила одного из учащихся (младше меня на класс): "Сергей, у тебя длинное сочинение получилось?" Мальчик: "Сначала длинное, но я его "сжал"!" Я в ответ: "А у меня сжатое, как и я сама!" Воспитательница слышала наш разговор и очень смеялась над моим выражением. А вот мне было не до смеха: надо было как-то сделать сочинение подлиннее!

А сейчас, увы, всё наоборот: не умею писАть кратко. Ладно, если просто подробно, а то ведь и откровенно "воду лью", чем выбешиваю многих участников БВ!

Даже вот, последние вопросы задавала, цитирую часть ответов:

Девушка, вы не пишите пожалуйста повести, сайт - большой вопрос - не роман, не трактат, вопрос.

>

Еще один:

Вопросы не обязательно оформлять в виде трёхтомника.

Да, понимаю, утомительно чатать длинные посты. Только ничего с собой не могу поделать, остается лишь посоветовать такое не читать! Ведь если я сама себя не перевоспитаю, то как вы это сделаете?! Да и вообще всегда говорят, что "перевоспитывать" человека - дело не только времязатратное, но и неблагодарное. Потому делать это должны его родители и...он сам.

А вот мой старый вопрос.

Так как же так получилось, что в школе я была чересчур лаконична в написании сочинений и изложений, а сейчас я, как ни стараюсь изъясняться кратко, меня так и тянет писАть длинно?

ПС: я поставила тег "психология", потому что для меня это не просто вопрос, но и психологическая проблема, такая же, как и страх высоты, публичных выступлений или любой другой страх. Но если модераторы сочтут, что тег неверен, то пусть уберут!

0

Ответы (2):

5

Причин несколько.

Первая - принадлежность к тому или иному психотипу. Если верить типологии, в которой люди делятся на 16 типов, одна из второстепенных дихотомий связана как раз с сабжевым вопросом - 8 типов квестимы, остальные 8 - деклатимы. Связано это в ряде случаев с вертностью (большинство деклатимов экстраверты, а квестимы в основном интроверты), а в ряде случаев с доминирующей этикой в дихотомии этика-логика (большинство деклатимов - этики, а квестимы в большинстве логики). Принадлежность к психотипу формируется в раннем детстве и с годами не меняется.

Вторая - ресурсность. Банально можно не иметь сил (желания тратить силы) на слова там, где не чувствуешь в этом необходимости или не видишь смысла. В другое время и по другому вопросу напишешь 100500 слов, а тут только зевнешь и дальше прокрутишь.

Третья - словарный запас. Чем более человек эрудирован и образован, тем больше ему есть что сказать. С этим связана "лаконичность" школьных сочинений у детей, которые банально мало слов знают и мало мыслей в голове имеют, чтобы их выражать. А с возрастом объем информации в голове растет - растет и количество выдаваемых слов там, где есть зачем их выдавать.

6

От неумения выразить свою мысль оптимальным количеством слов, так чтобы не только вам, но и читателям стало понятно, что вы хотели сказать. А еще от неразберихи и "каши" в голове.

В школе вы писали (в этом слове излишне выделять букву "а" - всем и так понятно, что вы именно писАли, а не пИсали) лаконично, потому что не знали, о чем надо писать или знали, но не могли это выразить. Сейчас вы эту же пустоту заполняете многословием, а это, по сути, неуважение к читателям, ведь они потратят свое время, продираясь сквозь дебри слов. А пустота так и останется пустотой. От воды блюдо не станет ни лучше, ни питательнее.

Поэтому и лаконичность и многословие - одно и то же, две стороны одной медали.