Нужно ли хорошо разбираться в психологии для кадрового (см)?

Нужно ли хорошо разбираться в психологии для кадрового военного? Например для офицера вооруженных сил?

2

Ответы (3):

2

В первую очередь. Особенно если служба военного связана с командованием и подчинённым личным составом. Ибо "личный состав" - это не оловянные солдатики, а настоящие живые люди со своими характерами, складом ума, темпераментом, взаимоотношениями, совместимостью, степенью уравновешенности и разными прочими особенностями, которые полностью подпадают под законы общей психологии и психологии коллектива.

И только от командира в очень многом зависит создание здоровой моральной обстановки в обществе подразделения. Где обязательно, как и в любом другом обществе, будут явные и скрытые лидеры, нормальные активисты и заводилы, добросовестные молчуны-работяги и лодыри, принципиальные парни и мелкие пакостники, скрытые сатирики-критики и явные клоуны. И каждый из них требует своего подхода.

Ещё больше психология нужна в обращении с вышестоящим начальством. И особенно важно - их первое впечатление при прибытии в подразделение или часть. Именно поэтому многие командиры идут на всякие глупости (вплоть до покраски травы). А у нас на пограничной заставе начальник перед приездом очередной комиссии поднимал всех спящих. И проводилась полная влажная приборка во всех помещениях и наводился образцовый порядок. Естественно сон всем потом продлевался с запасом. Но комиссия получала соответствующее впечатление - везде блеск и чистота, и ни одного шатающегося бойца - все спят. Примерно как при приезде долгожданных гостей в гости к любимой бабусе - везде всё чистенько и приятно. И яблочки в вазочке на столе. Ибо первое впечатление - страшная вещь в психологии, которая ставит своего рода штамп на человеке на долгое время. И исправить его потом бывает очень трудно.

5

Как по мне, учебник по психологии должен быть настольной книгой кадровых офицеров.

Конечно, с виду все просто - отдал приказ и пусть кто-нибудь попробует не выполнить. Но, согласимся, что от качества выполнения приказа зависит и качество самого результата. В советское время говорили, что офицер является старшим братом и товарищем, но никак не господином по отношению к "рабам" (то есть солдатам). Так вот, знание и использование психологии в армии - это, прежде всего, возможность формирования благоприятного климата в боевом коллективе, через взаимопонимание, осознание и приятие поставленных боевых задач. То есть одно дело, когда воин выполняет приказ - тупо, потому что должен и обязан, и совсем другое дело, когда приказ исполняется осознанно, а именно - полностью включаются знания, умения и навыки, включается национальный патриотизм, иначе говоря - боец идет на "смерть" осознанно, а не как баран на забой.

Вспомним (по рассказам ветеранов), как в боевых ситуациях, многие задачи выполнялись более стратегически верно и быстро, именно, с подачи простых солдат, то есть офицеры нередко учитывали опыт и знания простых рядовых бойцов. Уже не говорим об ориентировке солдат на местности, сколько решений и действий рядовые бойцы принимали самостоятельно, опираясь только на свою интуицию, знания, опыт и... патриотические чувства.

Я полагаю, никто не будет спорить с тем, что солдат, осознавший и принявший свою участь, как долг перед родиной, на порядок будет ценнее для своей родины, нежели, например, разного пошиба легионеры (наемники).

1

Может особо вдаваться в эту науку и не надо, кадровый офицер все же имеет другие цели по службе, нежели воспитание своих подчиненных солдат и младших по званию офицеров. Цель офицера - выполнение поставленных задач по охране рубежей Родины и по созданию боеспособной воинской части или подразделения.

Однако зачастую офицер сталкивается с проблемами, которые иначе как психологическими не назовешь.

Современные воины набираются из числа современной молодежи. А это такой особый социум, куда ребята погружены и который знать командиру очень даже не мешало бы.

Отдавать команды легко. Но нужно учитывать психические особенности "материала", чтобы не встретить сопротивления, неповиновения.

Достаточно актуальной проблемой в армии является так называемая "дедовщина". Это очень опасное явление, которое может погрузить новобранца в долгую кризисную депрессию. И какой выход из этой депрессии будет - неизвестно. Бывали случаи, когда молодой солдат убегал с оружием, фактически дезертировал.

Бывали и другие случаи - когда обиженный и униженный парень, получив оружие, расстреливал своих обидчиков в состоянии аффекта, а заодно и ни в чем не повинных людей. Кто под руку попадется.

Еще более чаще происходит протестный суицид.

Все эти случаи мог бы офицер не допустить, разгляди он вовремя нездоровые отношения в части или в подразделении. А разглядеть можно только имея за плечами базовые знания по психологии.

Надо уметь вовремя разглядеть психическую неуравновешенность солдата, быть в курсе его житейских обстоятельств.

Надо уметь выявить в отряде формального лидера, а заодно присмотреться, нет ли там лидера неформального. И как он себя проявляет - явно или тайком.

Как известно взаимоотношения в армии строятся на основе субординации.

Но также можно и нужно вводить отношения координации и отношения сотрудничества. Особенно это важно в боевой обстановке или на развернутых боевых учениях.

Но и в период обучения солдат важно довести до их сознания, что субординация - это просто дисциплина, а не рабское подчинение.

Уставные взаимоотношения в армии предусматриваются и регламентируются Уставом.

А внеуставные возникают стихийно или в силу некоторых, порой скрытых причин.

Разумеется, психологическое тестирование в армии командирами не практикуется, но другие методы выявления психических проблем отдельных личностей или проблем коллективного значения вполне доступны. Это метод наблюдения. Метод личных бесед. Метод опроса. Метод анкетирования. Последний проводится якобы с одной целью, а на самом деле преследует цели иные.

Немного сомневаюсь, чтобы у кадрового офицера было пылкое желание овладеть азами психологияеских знаний, а тем более применять эти знания на практике. Все же служба есть служба. Это суровый и кислый компот. Там нет мёда-сахаровича и ванильного мороженого.

Тем не менее - самые общие понятия о психологии армейского коллектива (подразделения) и о психологии человека вообще кадровый офицер иметь должен. Для этого следует читать специальную литературу на тему особенности психологии взаимоотношений у военнослужащих.