Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания.
Цикл двигателя Стирлинга
Газовые турбины

Обобщенный цикл тепловых двигателей с газообразным рабочим телом.

          В реальных тепловых машинах превращение теплоты в работу связано с комплексом сложных физико-химических, газодинамических и термодинамических процессов, поэтому изучение циклов достаточно сложно и основано в большей части на результатах эксперимента. Циклы тепловых двигателей называют д е й с т в и т е л ь н ы м и
         Стремление выявить основные факторы, влияющие на экономичность работы теплоэнергетических установок, оценить совершенство процессов, происходящих в них, принуждает в первом приближении отбрасывать второстепенные факторы. Это необходимо для того, чтобы по возможности полнее отождествить процессы, происходящие в теплоэнергетических установках, с обратимыми термодинамическими процессами, допускающими применение при их изучении термодинамических методов исследования. Итак, чтобы рассматривать термодинамические циклы, состоящие из обратимых термодинамических процессов, необходимо работу тепловых машин в определенной степени идеализировать и принять, что:
  • процессы в идеальных термодинамических циклах протекают во всех своих стадиях с постоянным количеством рабочего тела;
  • сгорание топлива не происходит, в связи с чем химический состав рабочего тела принимается постоянным на всех стадиях термодинамического цикла;
  • процесс сгорания при этом заменяется подводом теплоты к рабочему телу от некоторого фиктивного горячего источника теплоты;
  • процессы сжатия и расширения рабочего тела принимаются адиабатными;
  • удаление отработавшего рабочего тела не учитывается и заменяется отводом теплоты от рабочего тела к так называемому холодному источнику теплоты (холодильнику);
  • теплоемкости рабочих тел не зависят от температуры;
  • рабочим телом является идеальный газ.
          Термодинамические циклы состоят из обратимых термодинамических процессов, протекающих последовательно так, что в совокупности составляют замкнутый термодинамический процесс, или цикл. Отдельные процессы цикла сопрягаются между собой  у з л о в ы м и  т о ч к а м и (например, 1, 2, 3 на рис. 23.1, а, б), число которых равно числу составляющих цикл термодинамических процессов.
--

Обобщённые термодинамические
                  циклы тепловых машин

Каждый из этих процессов характеризуется одним уравнением с двумя переменными, (например, p и v в цикле на рис. 23.1, a, или s и Т в цикле на рис 23.1, б. Значит, узловая точка определяется одним термодинамическим параметром (так как второй можно определить с помощью соответствующего уравнения процесса) Таким образом, при и термодинамических процессах число независимых параметров составит и. Если при этом учесть, что параметры начальной точки цикла обычно заданы (например, равными соответствующим параметрам окружающей среды), то число независимых параметров цикла окажется равным n — 2  Эти параметры иногда называются о п р е де л я ю щ и м и.
         При оценке эффективности различных циклов на определяющие параметры накладываются различные   у с л о в и я, вытекающие, например, из условий равных значений термических кпд, равного количества подведенной к рабочему телу теплот, равной произведенной работы, равных габаритов теплоэнергетической установки, равных соотношений между отдельными параметрами и т. п. Однако эти условия не могут быть произвольными Полезность их оказывается тем выше, чем ближе они соответствуют действительным техническим возможностям реальных теплоэнергетических установок (ограничениям по давлению, температуре, мощности, приходящейся на единицу рабочего объема, и т. п.). Число таких условий не может превысить n — 2.
         Анализ термодинамических циклов различных тепловых двигателей показал, что все они могут рассматриваться как частные случаи некоторого условного цикла, показанного на vp- и sT-диаграммах (рис 23.1, а, б). Далее этот цикл называется обобщенным.
         Сжатие 1-2 (рис. 23.1, а) рабочего тела принимается адиабатным. Подвод теплоты в количестве q'1 происходит вначале в изохорном процессе 2-3, а затем в количестве q''1 в изобарном процессе. Далее происходит адиабатное расширение 4-5, после чего теплота отдается холодному источнику вначале в изохорном процессе 5-6 (q'2), а затем в изобарном процессе (q''2).
          Параметрами, характеризующими обобщенный цикл, являются; ε=ν1/ν2 — степень сжатия; λ=ρ3/ρ2  - степень повышения давления; Pν=ν4/ν2  — степень предварительного расширения, λρ=ρ5/ρ6 — степень падения давления при расширении; ευ=ν6/ν1  — степень предварительного сжатия.
          Таким образом, удельное количество теплоты q1  подведенное в обобщенном цикле от горячего источника теплоты, и удельное количество теплоты q2, отдаваемое в цикле холодному источнику теплоты, определяются суммами
q1=q'1+q''1  и  q2=q'2+q''2   Так,как:

Термодинамический цикл тепловых машин

то

Термодинамический цикл тепловой машины

Подведённое и отведённое количество теплоты в цикле могут быть подсчитаны через параметры цикла. Для этого температуры всех точек ыцикла следует выразить через температуру одной из точек цикла (например, T1) и соответствующие параметры цикла. Так процесс 1-2 является адиабатным, поэтому 

Соотношение
                адиабатного процесса тепловой машины
откуда
    (23.3)
Процесс 2-3 изохорный, в связи с чем

  , откуда

   или с учётом формулы (23.3)

   (23.4)
В изобарном процессе  3-4   :


поэтому

или с учётом формулы (23.4) 

   (23.5)

Процесс отвода теплоты 5-6  - изохорный, поэтому

 
откуда

     (23.6)

Процесс отвода теплоты  6-1 - изобарный, поэтому



откуда

   (23.7)

С учётом выражения (23.7) формула (23.6) получает вид :

   (23.8)

Соотношения (23.3),  (23.5), (23.7) и (23.8) дают возможность записать выражения  (23.1) и (23.2) в следующем виде:

     (23.9)

      (23.10)

Значения количества теплоты подведённого и отведённого от рабочего тела в цикле, позволяют определить термический КПД
цикла ηt и работу цикла   lμ .
Термический КПД определяется по формуле

Термический
                КПД цикла тепловой машины           (23.11)

Удельная работа цикла определяется разностью

Удельная
                работа цикла тепловой машины    (23.12)

С учётом выражений (23.9) и (23.10) после некоторых преобразований формуле (23.12) можно придать вид

   (23.13)

Здесь ηопределяется выражением (23.11).

Формулы (23.11) и (23.13) позволяют определять ηt и lμ для каждого конкретного цикла.

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания.


В начало

Предварительно - видео из школьного курса советского времени:



        Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) подразделяют на двигатели с принудительным воспламенением, работаюгцие с подводом теплоты при постоянном объеме, и двигатели, работаюгцие по с мешанному циклу или с подводом теплоты при постоянном давлении. При движении поршня 5 (рис. 23.2) от верхней мертвой точки (ВМТ) вниз при открытом впускном клапане 2 совершается такт всасывания 7 (рис. 23.3).


Схема
                  дизельного двигателя
Пояснения
                  к схеме дизеля

__

Индикаторная
                  диаграмма ДВС
          В нижней мертвои точке (НМТ ) впускной клапан 2 закрывается и поршень 5, псремещаясь вверх, совершает такт II называемый тактом сжатия. Вблизи ВМТ топливо воспламеняется и давление вследствие выделяющейся теплоты резко поднимается. После завершения сгорания совершается такт III, называемый рабочим тактом (или тактом расширения). Вблизи НМТ открывается выпускной клапан, давление падает и при движении поршня от НМТ к ВМТ (такт IV) отработавшие газы выталкиваются из цилиндра (такт выхлопа).
         Эти четыре такта и составляют действительный цикл ДВС. Записывается этот цикл экспериментальным путем с помощью прибора, называемого индикатором, и называется и индикаторной диаграммой (рис. 23.3). В термодинамических циклах ДВС такты впуска и выпуска (I и IV на рис. 23.3) не рассматриваются, Сжатие газа 1-2 (рис. 23.4, а) принимается адиабатным, а процесс подвода теплоты  в смешанном цикле происходит вначале по изохоре 2-3, а затем по изобаре,3-4. Расширение 4-5, как и сжатие, принимается адиабатным. Отвод теплоты q2 к холодному источнику теплоты происходит по изохоре 5-1.
         Сравнение обобщенного цикла (см. рис. 23.1) с рассматриваемым (рис. 23.4) показывает, что в смешанном термодинамическом цикле εν=1. В этом случае параметр  может быть преобразован. 
----

Смешаный термодинамический цикл ДВС

Действительно,


Так, как




В связи с этим термический КПД 



а работа цикла lц  определяется формулой


в которой ηt подсчитывается по формуле

       (23.14)


Одним из важнейших показателей ДВС является среднее цикловое давление ρt определяемое в виде отношения работы цикла lц   к удельному объёму цилиндра двигателя (рис. 23.4 а)


   (23.15)


Подставив
lц   из формулы (23.13) в выражение (23.15) и проведя преобразования имеем:




где


       В ДВС с принудительным воспламенением рабочей смеси (около ВМТ) от электрической искры время сгорания очень мало, в связи с чем допустимо принять, что весь процесс сгорания (т. е. процесс подвода теплоты) осуществляется при постоянном объеме. Такой цикл, называемый циклом с подводом теплоты при постоянном объеме, показан на рис. 23.5, а, б.


Термодинамический цикл ДВС с подводом теплоты
                  при постоянном объёме



Сравнение циклов, изображенных на рис. 23.4 и 23.5,свидетельствует о том, что в рассматриваемом цикле  ρv=1   Поэтому формула (23.14) получает вид


     (23.17)


Термический КПД цикла с подводом теплоты при постоянном объёме зависит от свойств рабочего тела (k) и конструкции двигателя (ε).
         Это иллюстрируется графиком (рис. 23.6), который показывает, что термический кпд двигателя увеличивастси по мере увеличении степени сжатия и показателя адиабаты.


Зависимость термического КПД двигателя от сжатия
                  и качества топлива


     Этим объясняется тот факт, что по мере совершенствования таких двигагелей их степень сжатия постепенно возрастала.
     КПД цикла можно также подсчитать с помощью s-Т-диаграммы в виде отношения площади 12351к площади под процессом 2-3 (см рис 23.5, б). Нагрузка на двигатель в термодинамическом цикле характеризуется количеством теплоты, подводимым к рабочему телу от горячего источника. Для цикла с подводом теплоты при постоянном объеме .


     Следовательно, нагрузка при заданных значениях Cυ и Т2 пропорциональна степени повышении давления λ и не зависит от степени сжатия. Это свидетельствует о том, что термический кпд рассматриваемого цикла при изменении нагрузки не меняется.
     На рис 23.5 пунктирными кривыми показаны процессы расширения рабочего тела при снижении нагрузки.


В соответствии с формулой (23.16) среднее давление цикла при ρυ=1


Среднее давление цикла

где ηt    определяется формулой (23.17)

С увеличением подводимого количества теплоты (увеличивается λ) среднее давление цикла также увеличивается.


В цилиндрах ДВС с воспламенением от сжатия при такте сжатия сжимается чистый воздух. Вблизи от верхней мёртвой точки (ВМТ) в цилиндр двигателя через форсунку 3 (рис. 23.2) впрыскивается распылённое топливо, которое в среде горячего воздуха самовоспламеняется и сгорает. Процесс подвода теплоты к рабочему телу принимается в этом случае изобарным. Такой цикл, называемый никлом с подводом  теплоты при постоннном дивлении, показан  на  υ  ρ- и s-T-диаграммах (рис. 23 7. а, б)


Термодинамический цикл ДВС с подводом теплоты
                  при постоянном давлении


Сравнение циклов, показанных на рис 23.4 и 23.7 свидетельствует и том, что в цикле с подводом теплоты при постоянном  давлении λ=1 поэтому  выражение (23.14) получает вид


    (23.18)


     Термический КПД рассматриваемого цикла увеличивается при возрастании степени сжатия ε и уменьшается при возрастании степени предварительного расширения ρυ  (рис. 23.8)


Зависимость термического КПД от степени сжатия
                  и степени предварительного расширения


Далее: Цикл двигателя Стирлинга
В начало страницы



www.raaar.ru © 2014
При копировании материалов ссылка на этот ресурс обязательна.