RAAAR.RU

Сегодня 03.07.2018 : Tuesday
Время на сервере: 8:07

Меню сайта:

При копировании материалов
ссылка на этот ресурс обязательна.


  Debian Gnu/Linux  Рейтинг@Mail.ru

1.5. аэродинамические силы, действующие на снаряд в полете

В общем случае ось снаряда не совпадает с вектором скорости по направлению, а отклоняется от него в плоскости сопротивления на угол нутации δ. Плоскость сопротивления составляет с пло­скостью бросания двугранный угол γ с вершиной по вектору ско­рости. Равнодействующая аэродинамических сил R также не сов­падает с касательной к траектории и, вообще говоря, не лежит в плоскости сопротивления.

Современная гидромеханика позволяет с довольно большой точностью определить равнодействующую сил сопротивления воз­духа для тел простейшей формы (здесь и далее будем считать снаряд телом вращения) в случае обтекания стационарным пото­ком. Однако существует большое количество факторов, действую­щих на снаряд в полете, учесть которые при теоретическом рас­чете на современном этапе развития науки невозможно. К таким факторам относятся нестационарность потока, обтекающего сна­ряд, сложные пространственные формы отдельных частей снаря­да, например, пояска после вылета снаряда из канала ствола ору­дия, и др. В этих условиях теоретический расчет служит только для выяснения качественной стороны, для определения оптималь­ных теоретических форм снаряда, обеспечивающих минимальное сопротивление воздуха. Наиболее надежную количественную оценку силы сопротивления дает эксперимент. Чтобы количество опытов было минимальным, необходимо предварительно получить фор­мулу, качественно описывающую процесс. По этой формуле под­лежащая опытному определению функция должна зависеть от минимального числа безразмерных параметров. Получить такую формулу можно с помощью теории размерностей.

Теоретическое и экспериментальное изучение процесса обтека­ния тела сверхзвуковым потоком при отсутствии угла атаки пока­зывает, что общее сопротивление движению потока складывается из волнового сопротивления, сопротивления поверхностного трения и донного сопротивления (табл. 1).

Таблица 1 Примерные значения видов сопротивления, %

Таблица сопротивлений
 

Перед головной частью снаряда образуется коническая удар­ная волна (конус Маха), на фронте которой скачком меняется давление и скорость набегающего потока. Избыточное давление на головную часть снаряда составляет основную долю сопротивления. На величину этого давления влияют скорость движения снаряда и его калибр.

Сопротивление поверхностного трения зависит от скорости от­носительного движения потока, размеров поверхности снаряда, т. е. его калибра и длины, и вязкости воздуха.

За дном снаряда образуется зона вихревого движения воздуха с пониженным давлением, что также увеличивает разность давле­ний на головную и донную части снаряда, создавая донное со­противление.

Помимо основного движения снаряда — движения центра масс — снаряд совершает еще некоторое движение около центра масс, параметры которого также оказывают влияние на аэродина­мические силы. При отклонении снаряда на угол δ (рис. 4) в плоскости сопротивления возникает подъемная сила RN, величи­на которой зависит от угла δ , калибра и длины снаряда.
аэродинамические силы, действующие на снаряд

 Одновре­менно увеличивается и сила лобового сопротивления RT. Равно­действующая сил сопротивления Ȑ в общем случае не проходит через центр масс (ЦМ) снаряда, а приложена в центре давления (ЦД). Возникает опрокидывающий (стабилизирующий для опе­ренных снарядов) образованный парой сил Ȑ и Ȑ " момент М.
Угол δ меняется в плоскости сопротивления со скоростью δ, а сама
плоскость сопротивления вращается со скоростью прецессии γ, при этом возникают аэродинамические силы, препятствующие этим двум движениям. Можно полагать, что помимо размеров снаряда они зависят от угловой скорости вращения его относительно эква­ториальной оси
Угловая скорость вращения снаряда

Соответствующий момент Мд называется демпфирующим. Вращение снаряда относительно продольной оси со скоростью
 φ   также создает момент поверхностного трения Мг.
 
Рис. 5. Схема возникновения силы Магнуса
Возникновение силы Магнуса
Поскольку в общем случае ось снаряда не совпадает с векто­ром скорости по направлению, то имеется поперечная составляю­щая скорости потбка, которая, складываясь со скоростью цирку­лирующего потока, создает с одной стороны снаряда область по­вышенного давления (при сложении векторов скоростей, направ­ленных в разные стороны), с другой — пониженного. В результате возникает сила Магнуса Rма.
 

На величину аэродинамических сил оказывают влияние и пара­метры атмосферы — ее плотность ρ и температура Т, которая мо­жет быть выражена через скорость звука



Таким образом, на аэродинамические силы влияют следующие факторы: калибр снаряда d; характерный размер (длина l или некоторый другой линейный параметр, связанный с размерами снаряда, например, плечо опрокидывающего момента h); скорость движения центра масс υ скорость вращения вокруг полярной оси φ; скорость вращения относительно экваториальной оси ω; угол нутации δ; плотность воздуха ρ; вязкость воздуха μ ; скорость звука  а.

Общие выражения для равнодействующих сил и моментов имеют вид:

Действующие силы и моменты на снаряд при полёте

Уменьшим единицы измерения массы, длины и времени соот­ветственно в m, λ и τ раз. Численные значения величин в новых единицах измерения увеличатся при этом согласно их размер­ностям. Получим:




Подставив эти значения в выражения (1.5.1), найдем:



Выберем числа m, λ и τ так, чтобы выполнялись равенства:




Это возможно, если



Подставляя эти значения в уравнения (1.5.2), получим:




Поскольку вписывать постоянные под знак функции не имеет смысла, а функция какого-либо параметра
(например, a/v )   яляется функцией и обратного параметра ( v/a) представим по­следние равенства в виде:




где


число Рейнольдса.
Величина  называется скоростным напором.
Она равна кинетической энергии набегающего потока, отнесенной к единице объема.
Формулы (1.5.3) являются общими для аэродинамических сил и моментов. Число переменных факторов под знаками неиз­вестных функций еще достаточно велико, но при изучении каждой отдельной составляющей сил и моментов оно может быть умень­шено.